О том, как интернет изменил наш мозг, рассказывает Татьяна Черниговская

Нейролингвист, психолог, доктор биологии и филологии Татьяна Черниговская, на одной из своих лекций рассказала про влияние интернета на наш мозг.

Давайте сначала вспомним, что во всей вселенной нет ничего сложнее, чем строение и работа человеческого мозга, состав которого таков: 78% вода, 15% жир, а остальное — белки, гидрат калия и соль.
Говоря про мозг, мы должны иметь ввиду, что да, он в нашей черепной коробке, но он могущественнее и мощнее нас. И кто чей, на самом деле, совсем отдельный разговор.
Поскольку власти над мозгом мы не имеем, он сам принимает решения, но как правило передает сигналы, и нам кажется, что все-таки мы все сами делаем.
Человеческий мозг в среднем потребляет энергию в 10 Ватт. А в момент озарения и то больше.
Мозг прошел длинный путь и уверяю его не остановить. От неандертальцев до Эйнштейна и Канта.
Вы видели фильм «Превосходство» с Джонни Депом? Я полностью согласна с такой версией развития событий.
Отмечу, что за существование гениев мы платим очень большую цену. Нервные и психические заболевания с каждым годом становятся все больше. Они намного опережают онкологические и сердечно-сосудистые заболевания. А это настоящий ужас.
На самом деле все хотят быть нормальными. Я не знаю гениев, которые не спивались к концу жизни, не уходили из жизни преждевременно, не становились шизофрениками. А это, согласитесь, очень дорогая плата за их умственные способности.
Что из себя представляет работа мозга? Его главная миссия учиться. Он поглощает все до последней минуты нашей жизни. Ему все время нужна информация, понимаете? И повертье, вовсе не короткие и банальные данные.

Говорят, в нас больше ста миллиардов нейронов, точно сосчитать никто не сможет, да и не в этом суть. Важно одно их безгранично много. В мозгу 5,5 петабайт информации! На более понятном языке это как будто смотреть видеофайлы три миллиона часов! Человеческий мозг все время в движении. Он одновременно собирает информацию и отвечает за наши действия. У нашего мозга память организована схематически. Он собирает информацию и ставит по полкам не так как мы это себе представляем. Он ассоциирует каждое новое слово с предыдущим, уже знакомым. Человеческий мозг похож на компьютер, у него изначально заложены программы и есть место, чтобы скачать новые. Но у компьютера нет кожи, тела, рук и ног, памяти, чтобы вспомнить запах и вкус, прикосновения и многое другое.

Болезнь века — компьютерная зависимость. Человек, проводивший все время перед компьютером, просто не может представить жизнь, где нужно живое общение, где есть что-то заканчивающееся, вопрос, который нельзя решить перезагрузкой. Отсюда и разные между собой связанные болезни, которых бы не было, не будь это зависимостью. Информация возрастает с каждой секундой, и как хранить, как переработать остается почти нерешаемой задачей. Вот, например, про человеческий мозг есть около 10 миллионов статьей, их прочитать мы просто не успеем. Но ведь просто читать информацию, нам ничего не даст. Нам еще и доступ нужен, а именно образование, то есть как воспользоваться знаниями, что с ними делать и где добыть еще. Образование в масштабном смысле этого слова, стоит довольно дорого. И не важно, кто платит, важен факт, что избежать виртуальной среды уже не получится. А кто есть в этой виртуальной среде, у кого сколько никнеймов, нам уже не выйти из этой путаницы.

Ну и про дистанционное образование. Я не принимаю обучение, где учащийся не может на практике попробовать свои знания. Только читая, человек ничего не добьется. Я это из своего опыта говорю. Была однажды в гостях, угостили меня небесными пирожками, и я попросила рецепт. Сам процесс же не видела. И что в итоге? Мои пирожки я выбросила на помойку. Хотят заменить в школах ручки на компьютеры. Уважаемые, а как насчет развития мелкой моторики, от него и связной речи, практики? Итог, пусть через интернет или гугл обучается в год 100.000 студентов. Доверится их образованию я не смогу.

Поделиться ссылкой: